СТОЛ ЗАКАЗОВ + общее по мото
(OFF) FUEL3000 1 апр 2012

история создания мото-иж

Иж — советская и
российская марка
мотоциклов,
разработанных и
выпускаемых в городе
Ижевск на заводе
«Ижмаш-Мото ».
В 1928 году на
Ижстальзаводе под
руководством
инженера П. В.
Можарова были
созданы чертежи, а в
1929 году изготовлены
образцы первых
«Ижей». Попытки же
создать первые
опытные образцы
русских мотоциклов
были предприняты в
1914 —1918 годах
московским заводом
«Дукс» и рижским
заводом Лейтнера, но
они не увенчались
успехом. Можно
рассматривать три
периода истории
мотоциклостроения:
производство опытных
образцов, серийное
производство, массовое
производство. Производство опытных
образцов мотоциклов
(Иж-1, Иж-2, Иж-3,
Иж-4, Иж-5) в
мастерских
«Мотосекции» на
ижевском оружейном
заводе в период 1928 —
1929 гг.
Может показаться
совершенно
невероятным, но за
считанные месяцы
были разработаны,
изготовлены и
подготовлены к
участию во Всесоюзном
мотопробеге пять
мотоциклов пяти
различных моделей.
Наиболее
импозантными были
мотоциклы — колоссы
«Иж-1» и «Иж-2» с
двухцилиндровыми V-
образными
двигателями рабочим
объёмом 1200 см³ и
максимальной
мощностью 24 л.с. Для
своего времени это
были чрезвычайно
оригинальные и
передовые
конструкции.
Коленчатый вал
двигателя располагался
продольно, крутящий
момент на заднее
колесо передавался от
трёхступенчатой
коробки передач,
выполненной в блоке с
двигателем, карданным
валом. Массивная
штампованная рама и
передняя вилка,
сочетавшая свойства
параллелограммной и
рычажной, были
навеяны идеями
конструктора Эрнста
Нойманна-Неандера, с
которым Можаров
познакомился во время
стажировки в
Германии. Нижняя
часть рамы служила
также и корпусом
глушителя — эта
особенность была
характерна для всех
пяти мотоциклов
первой серии. «Иж-2»
отличался
вентилятором для
охлаждения двигателя и
приводом на колесо
коляски. «Иж-3» имел
двухцилиндровый V-
образный 750-кубовый
двигатель «Вандерер»,
коленчатый вал
которого был
расположен поперечно,
и привод на заднее
колесо цепью,
работавшей в
герметично закрытом
кожухе, заполненном
маслом.
«Иж-4» — один из
самых лёгких из
пятёрки, отличался
одноцилиндровым
двухтактным
двигателем «Шток» и
приводом на заднее
колесо валом.
«Иж-5», прозванный
«Композиция», был
создан с
использованием
агрегатов 500-кубового
мотоцикла «Неандер»,
но с оригинальной
передней вилкой и
изменённой рамой.
Все эти мотоциклы
приняли участие во
Втором Всероссийском
мотопробеге,
состоявшемся в
сентябре-октябре 1929
года , и успешно
прошли 3300 км — не
только трассу пробега,
но и расстояние от
Ижевска до Москвы.
После окончания
пробега самая
маленькая из
экспериментальных
моделей — «Иж-4» —
был рекомендован для
серийного
производства. Однако
«Ижстальзавод»
получил более важный
заказ, и первый опыт
мотопроизводства не
получил продолжения.
Но Можаров на этом не
остановился и
перебрался со своей
группой в Ленинград,
где принялся за
разработку лёгкого
мотоцикла «Л-300» по
документации,
привезённой с
немецкой фирмы.
Серийное производство
на мотозаводе (Иж-7,
Иж-8, Иж-9, Иж-12) в
период 1933 —1940 гг.
К началу 30-ых годов
мотоциклы не
изготавливались.
Несмотря на это, над
созданием
отечественного
мотоцикла работали
отдельные
инициативные группы
энтузиастов в Москве,
Ленинграде, Харькове,
в том числе П. В.
Можаров — в Ижевске.
Комиссия экспертов
Президиума ВСНХ СССР
рассмотрела вопрос о
строительстве
большого
мотоциклетного завода
и пришла к выводу, что
наиболее подходящим
местом для его
размещения будет
Ижевск. В городе
существовал полный
комплекс
машиностроительного
производства — от
выплавки стали до
изготовления сложного
инструмента и станков,
рабочие обладали
необходимой
квалификацией, не
было затруднений и в
поставке сырья. Здесь,
на базе фабрики
охотничьих ружей
фабриканта Березина,
расположенной на
улице Базарной, и
началось строительство
Опытного
мотоциклетного завода.
Сначала на этом заводе
планировали выпускать
тяжелый мотоцикл
«НАТИ-А-750»,
спроектированный под
руководством П. В.
Можарова. Мотоцикл
имел двухцилиндровый
V-образный двигатель
рабочим объемом 747
кубических см.,
характерную для
можаровских
мотоциклов
штампованную раму, и
достигал мощности 15
л.с. К 1 мая 1933 года
были изготовлены 4
первые мотоцикла.
Параллельно были
собраны и опытные
экземпляры лёгких
мотоциклов «Иж-7» по
документации,
полученной из
Ленинграда.
Фактически это были
двойники модели
«Л-300» (та самая,
разработанная
Можаровым копия
«ДКВ-Люксус-300») —
двухтактный
одноцилиндровый
двигатель с поперечной
продувкой,
трёхступенчатая
коробка передач,
привод на заднее
колесо цепью, рама из
штампованных
элементов, собранная
на болтах,
параллелограммная
передняя вилка,
неподрессоренное
заднее колесо. Но
«Иж-7» подвергся
печально знакомой нам
операции «снижения
трудоёмкости»: исчезли
багажник и передние
щитки, плоские
подножки были
заменены на круглые,
вращающуюся ручку
газа заменила
поворотная манетка,
привод декомпрессора
не дистанционный, а
краником на головке
цилиндра.
В конце концов для
серийного
производства был
избран именно «Иж-7».
Правда, из 12
мотоциклов,
изготовленных в 1933
году, почти все
вернулись на завод —
подвела система
зажигания. Но вскоре
«детские болезни» были
преодолены, и в 1934
году завод выпустил
уже 111 мотоциклов.
В начале 1938 года на
смену «Иж-7» пришла
новая модель «Иж-8».
300-кубовый двигатель
получил петлевую
продувку с двумя
продувочными
каналами, за счет чего
мощность повысилась с
5,5 до 8 л.с.
Совершеннее стала и
система
электрооборудования
— вместо маховичного
магнето машина стала
оборудоваться
генератором и
аккумулятором. А в
1940 году началось
производство модели
«Иж-9», с увеличенной
до 9 л. с. мощностью.
Тогда же из Ленинграда
была получена
документация на
мотоцикл «Л-8»,
оснащённый 4-тактным
верхнеклапанным
двигателем рабочим
объёмом 348 см³ и
максимальной
мощностью 13,5 л.с.
Для ускорения
освоения новой модели
было решено
применить ходовую
часть мотоцикла
«Иж-9». Серийное
производство нового
мотоцикла,
получившего
обозначение «Иж-12»,
должно было начаться
летом 1941 года .
Однако дальнейшему
развитию
мотоциклостроения на
заводе помешала
война.
Массовое
производство
Массовое производство
на ижевском
машиностроительном
заводе
(в настоящее время это
ОАО «Ижмаш» и ДОАО
«Ижмаш-Мото») в
период с 1946 года и по
сей день, за который
выпущено около 11
миллионов мотоциклов
различных моделей.
Данная информация не
совсем достоверна, так
как завод обанкротился
в 2008 году.
В 1946 году завод
получил оборудование,
чертежи и технологии,
вывезенные из
Германии в счёт
репараций , и освоил
производство
мотоцикла «Иж-350 » —
сделал копию
немецкого «DKW
NZ-350». Он
представлял собой
смесь разновидностей
немецкого мотоцикла.
Так, картер был из
алюминиевого сплава,
как у ранних моделей,
но грязевые щитки —
как у более поздних,
выпускаемых уже во
время войны.
Мотоцикл был
адаптирован под
отечественное
электрооборудование и
приборы. В целом же
общий вид и
конструкция были
практически идентичны
с германским
оригиналом. Следует
отметить, что для
своего времени это был
довольно
современный, простой
и надёжный мотоцикл.
Было решено поставить
производство
мотоцикла на
оружейном заводе.
Характерной чертой
советской
мотопромышленности в
40-60-х годах был
выпуск спортивных
модификаций
дорожных мотоциклов.
Заложив основу для
развития массового
мотоспорта, они стали
в то же время
«испытательными
стендами» для
проверки тех решений,
которые затем
применялись на
серийной продукции. В
1948 году в Ижевске
был изготовлен
мотоцикл «Иж-350С» с
телескопической
передней вилкой,
заменившей
архаичную
параллелограммную.
Заднее колесо получило
свечную подвеску с
пружинно-
гидравлическими
амортизаторами.
Двигатель имел
алюминиевый цилиндр
с чугунной гильзой.
Мощность его возросла
до 14 л.с. В 1950 году
началось серийное
производство
усовершенствованного
варианта спортивного
мотоцикла «Иж-50».
В 1951 году в сжатые
сроки конструкторы
создали более
совершенную модель
«Иж-49 ». За счёт
применения передней
вилки телескопического
типа, задней подвески с
гидравлическими
амортизаторами и
других
усовершенствований
повысилась
комфортабельность
езды и надёжность в
эксплуатации,
улучшилась
проходимость
мотоцикла в плохих
дорожных условиях. Без
остановки производства
был осуществлён
переход на массовый
выпуск мотоциклов
«Иж-49», завоевавший
всеобщую
популярность у
населения нашей
страны и открывший
дорогу на зарубежные
рынки. Это была первая
модель ижевских
мотоциклов с боковым
прицепом,
производство которой
организовали в Вятских
Полянах. Впоследствии
была выпущена
опытная партия машин
с колясками.
В 1955 году началось
производство нового
семейства спортивных
мотоциклов с трубчатой
сварной рамой и
маятниковой задней
подвеской. «Иж-54» для
шоссейно-кольцевых
гонок имел двигатель
мощностью 18 л.с., а
«Иж-55» для кроссовых
и многодневных
соревнований — 16 л.с.
Конструкторская группа,
работающая над
проектированием
мотоциклов
выделилась в
специальное бюро. В
1956 году появилась
новая модель —
«Иж-56 », а в скором
времени завод уже
выпустил их опытную
партию. По своей
конструкции мотоцикл
существенно отличался
от ранее выпускаемых.
Штампованная рама
стала трубчатой, были
предусмотрены
глубокие щитки колёс,
защищающие водителя
от пыли и грязи, седло
из губчатой резины с
чехлом. Карбюратор и
воздухоочиститель
закрыли кожухами,
которые в сочетании с
инструментальными
ящиками придали
машине хороший
внешний вид. Колеса с
прямыми спицами
стали
взаимозаменяемыми.
Он был на 20
процентов мощнее
своего
предшественника,
мощность двигателя
повысилась до 13 л.с.
Неудивительно, что
«Иж-56» стал более
массовой моделью. Его
«тираж» за время
выпуска составил 680
тысяч штук, из которых
130 тысяч были
оснащены боковым
прицепом. В целом
машина стала более
современной.
В дальнейшем в
содружестве с
работниками
центрального
конструкторского
экспериментального
бюро создаётся и
испытывается ряд
опытных образцов
мотоциклов и
отдельных узлов.
Группа перспективного
проектирования
конструирует
мотоциклы «Сатурн»,
«Орион», «Сириус».
Наиболее
оригинальным из них
был «Сатурн» —
машина класса 250 см³.
В отличие от обычного
мотоцикла со сварной
рамой это была
безрамная модель.
Бензобак, рулевая
колонка и
инструментальные
ящики представляли
собой единый целый
узел, в нижней части
которого подвешивался
двигатель. В это же
время создаётся
несколько
модификаций
спортивных машин. На
базе первых дорожных
мотоциклов «Иж-350» и
«Иж-49» появляются
спортивные машины
«Иж-350С», «Иж-50»,
«Иж-50А», «Иж-50Б», на
которых наши
спортсмены начинают
принимать участие в
мотоциклетных
соревнованиях и
успешно защищать
честь марки «Иж».
В 1954 —1955 годах
были разработаны
модели мотоциклов
«Иж-54» и «Иж-54А»
для шоссейно-
кольцевых гонок. Их
двигатели развивали
мощность до 20 л.с.
Выступая на этих
машинах, наши
спортсмены, в том
числе мастер спорта В.
Медведев, завоевали
звание чемпиона СССР
и заняли призовые
места. Примерно в этот
же период создаются
мотоциклы «Иж-55М» и
«Иж-55К» для
многодневных и
кроссовых
соревнований.
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (18)

читать много, зато интересно!:-)
ага :пиво
Тема перенесена Kostilx3 из Общение на любые темы!!! в СТОЛ ЗАКАЗОВ (1 апр 2012)
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Назад 1 из 2 Вперёд
12
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
СТОЛ ЗАКАЗОВ + общее по мото
Тамагочи
Очаровательные питомцы в вашем телефоне! Кормите...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play