Собираем вместе
(OFF) cherman (G) 10 сен 2013

АС с четвертьволновым лабиринтом. Описание.

Четвертьволновой резонатор,
практика.
В наших рекомендациях мы часто
ссылаемся на некий четвертьволновой
резонатор(далее просто ЧВ), даем его
параметры, обсуждаем, рекомендуем к
использованию... но не многие из Вас
понимают что это такое и зачем
нужно. В данной статье мы не будем
углубляться в теорию, а рассмотрим
вещи с бытовой точки зрения
обычного пользователя.
У данного типа оформления,
используемого для сабвуфера, есть
как преимущества, так и недостатки,
последних впрочем совсем не много.
Основные преимуществами ЧВ
являются:
- низкий уровень групповых задержек,
точность проработки баса и
детальность порой даже выше
закрытого ящика;
- плавный и на удивление широкий
диапазон воспроизводимых частот,
при правильном подходе ЧВ легко
отрабатывает как верхний бас, так и
самый нижний;
- высокий КПД, с одинаковой
мощности Вы получаете отдачу, в
среднем на 20-40% превышающую
фазоинверторы или бандпассы, и на
150-300% закрытый ящик...
Согласитесь, это просто отличный
бонус даже к самому хорошему
сабвуферу, однако, есть и недостатки:
- занимает приличную часть
багажника, если не его весь;
- довольно требователен к выбору
динамика, слабые магнитные системы,
низкая величина линейного хода и
тяжелая подвижная часть - все это не
для ЧВ, впрочем, среди сабвуферов DD
такого Вы и не встретите;
- противопоказан к использованию с
мощностями, в 2 и более раза
превышающими номинальную
мощность сабвуфера.
В двух словах, если Вам не жалко
места - ЧВ будет лучшим выбором
оформления для сабвуфера.
Итак, классический четвертьволновой
резонатор представляет из себя
тоннель определенной длины и
определенной площади сечения, и все.
Он удивительно прост в расчетах и при
наличии свободного пространства,
прост и в изготовлении. На рисунке 1
представлена принципиальная схема
работы ЧВ, где красной линией
указана расчетная длина туннеля. На
рисунке изображен туннель с круглым
сечением, но на практике в
подавляющем большинстве случаев
используется квадратное сечение той
же площади.
Рассчитывается ЧВ следующим
образом. Площадь сечения туннеля
зависит от калибра сабвуфера, а
точнее, от эффективной площади
диффузора(Sd), и рассчитывается по
следующей формуле: Sтуннеля = 1,5*
(3,14*((Rсабвуфера)^2)). Где
Rсабвуфера - это расстояние от
центра диффузора до середины
подвеса(не сложно измерить обычной
линейкой). Проще говоря, площадь
сечения туннеля равняется полторы
площади диффузора.
Длинна туннеля определяет настройку
ЧВ. Используется вот такая простая
формула: Lтуннеля = (343/Fb)/4, где
Fb - желаемая частота настройки,
результат в метрах. Мы рекомендуем
использовать настройки от 34 до 47Гц,
оптимальной и наиболее
универсальной настройкой считаем
39-41Гц.
Пример расчета ЧВ , настроенного на
40Гц, для типичного сабвуфера
калибром 12"(30см). Sтуннеля = 1,5*
(3,14*((13)^2)) = 796кв.см. Lтуннеля =
(343/40)/4 = 2,14метра. Для удобства,
длинна туннеля (L) на всех наших
рисунках изображена красной линией.
Как мы видим, длина прямого ЧВ
выходит около 2-х метров, для
автомобиля это конечно не приемлемо
и на практике не используется. Для
того, чтобы уместить туннель такой
длины в багажник, его необходимо
свернуть. На рисунке ниже показаны
классические схемы сворачивания
туннеля. Рассчитали, выбрали
наиболее удобную форму
сворачивания, путем не сложных
геометрических построений и расчетов
выполнили чертеж, и готово, можно
пилить и наслаждаться великолепным
басом!
Для тех наших пользователей,
которым качество звучания особенно
важно, мы рекомендуем использовать
сужающийся свернутый ЧВ. Он
гораздо сложнее в изготовлении и
больше в объеме, но результат
безусловно впечатляющий - бас
уникально быстрый, точный и
глубокий. Этот вид корпуса отлично
себя проявит в соревнованиях на
качество звука. Разница с
классическим ЧВ заключена в том, что
туннель плавно сужается от 3
площадей НЧ динамика в начале до
1.5 на выходе в конце. Традиционные
схемы сужающегося свернутого ЧВ
показаны на рисунке ниже.
Наверняка после предварительных
расчетов всех Вас беспокоит вот такой
вопрос: "габариты корпуса выходят
слишком большими для желаемой
настройки, что будет если уменьшить
площадь сечения...?" Ответ на этот
вопрос прост. При уменьшении
площади сечения вплоть до 0.75
площади НЧ динамика постепенно
исчезают и все преимущества ЧВ. На
еще меньших площадях сечения
туннеля появляются неприятные
струйные шумы. При площади туннеля
меньше 0.5, струйные шумы вероятно
на слух будут громче баса.
Что же будет, если увеличить площадь
сечения? Ответ так же не сложен. При
увеличении площади сечения до 3 Sd -
возрастет акустическая отдача, но
увеличится и нагрузка на динамик.
При увеличении от 3 Sd и выше -
динамик будет просто "болтаться" в
попытках отыграть хоть что то, но в
итоге почти наверняка порвется.
Желательно, чтобы все углы и стыки
граней были сглаженными и\или
закругленными. Это поможет
существенно увеличить
эффективность ЧВ. Но заниматься
этими вещами следует только после
прослушки чернового варианта -
собираем, слушаем, если нравится, то
дорабатываем и склеиваем.
Думаю, что теперь многим стало
понятно, что такое ЧВ и почему он
столь обсуждаем. Стройте свои
уникальные басовые установки и
делитесь впечатлениями!

Комментарии (15)

Я все думаю, зачем все укладывать в один ящик, можно и разделить. Качество воспроизведение от этого только выиграет
ништяк, для машины - самое то)
нифига себе :глаза
спасибо за теорию.

кстати,ты говорил,что 4гд-35 кроме ОЯ - никуда нельзя.


Сверхплоский фазоинвертор.

Фазоинверторами называются ящики, выполненные из толстой фанеры или другого подобного древесного материала (сосновых досок, древесно-стружеяных плит), в которых имеются два отверстия. Одно-для установки динамической головки, другое-для осуществления акустической связи внутреннего объема ящика с наружной средой. При подборе определенных соотношений между размерами диффузора головки, второго отверстия и самого ящика, с учетом частотных свойств головки можно добиться того, что на нижних частотах колебания, возбуждаемые задней поверхностью диффузора головки, на выходе второго отверстия фазоинвертора окажутся в фазе с колебаниями, возбуждаемыми передней поверхностью диффузора. Это замечательное свойство фазоинвертора давно и широко применяется в любительских и профессиональных установках.

У фазоинвертора имеется один недостаток-громоздкость ящика, близкого по форме к кубу. В этом отношении заслуживает внимания конструкция сверхплоского фазоинвертора. Чертеж конструкции приведен на рис.1.
Как следует из описания оригинала, корпус ящика фазоинвертора собирают из сухих сосновых досок или отрезков древесно-стружечной плиты толщиной около 20 мм. Габаритные размеры корпуса 150Х580Х630 мм. Корпус рассчитан на установку в нем широкополосной динамической головки, аналогичной отечественной головке типа 4ГД-35 или 4ГД-36. Отверстие фазоинвертора имеет размеры 50х125 мм и находится под отверстием для головки. Диффу-зодержатель головки закреплен снаружи, заподлицо, что дает уменьшение потерь на всех частотах. Для устранения нежелательных колебаний лицевой и задней поверхностей корпуса имеются пять распорок, обозначенных на чертеже рис.1 штриховыми ливнями, которые соединяют переднюю и заднюю стенки. Распорки размером 20Х109Х200 мм изготовляют из того же материала, что и корпус ящика. Соединяют детали корпуса шурупами и нитроклеем.

Внешняя отделка корпуса сводится к драпировке передней панели радиотканью, желательно неплотной, и оклейке стенок декоративной пленкой или их фанеровке. Фазоинвертор хорошо вписывается в интерьер современной комнаты и может быть размещен непосредственно у стены. Для стереофонической установки, потребуется два громкоговорителя. При повторении конструкции следует уточнить размеры посадочных отверстий для конкретного типа динамической головки. Кроме указанных выше, здесь возможно применение головок типа 4ГД-4, 4ГД-7, 4ГД-28.

(c) http://cxem.net/sound/dinamics/dinamic4.php
первая статья сверху и рисунок.

маленькая такая колоночка,удобная. Соберу время будет пару.
ЧВ тема, за долго до этого поста собирал другу коробок под 12" голову, 170 литров чистыми вышло, настройка 34гц, порт 700 кубов вроде, точно не помн, результат шокировал, голова пионеровская, 2+2ома, питал от амфитона 25у-202с, давление огромное, проработка басса на высоте
Кстати это не новость. Это один из образцов оформления еще 70-х годов прошлого века. На пике расцвета качественных АС. Одно из описаний есть у меня в книге за 1977 год. Ну а эту инфу из интернета взял. Натолкнули кое какие темы и мысли.
В общем.....хорошо забытое старое.
а вообще, в 18ом вроде веке труба войта появилась, по сути тот же чв
спасибо за интересную статью)))
ч.в. ето жесть! собрал на 10 динамиком достал из ф.и. давит конкретно!
крышка багажника плывет, да и в салоне жесть!
собрал на коленке, давкой удивлен!
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Назад 1 из 2 Вперёд
12
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Собираем вместе
Аэропорт
В этой игре вам предстоит построить собственный...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play