Авто, мото, сельхоз, военная, наземная техника с двигателем внутреннего сгорания СССР и стран соц лагеря
В истории предприятия ВАЗ имеется много страниц, повествующих об успехе, провалах и просто рассказывающих об интересных разработках. Малотоннажный электрический грузовик, который можно было бы использовать во внутригородских перевозках — одна из таких историй. Сегодня, когда электромобили стали реальностью, не верится, что первые изыскания в этой области начались в далеком 1974 году. Читать далее... 🔴🟡🟢 🔛
Именно тогда на предприятии ВАЗ были сформулированы первые идеи и сделаны первые наброски будущих электрокаров. Спустя пять лет были готовы первые модели, направление поисков стало более определенным. Оно даже опередило директивы XXVI съезда партии, принявшего решение о необходимости создания электрических грузовиков.
ДИЗАЙНЕРЫ ВЫХОДЯТ НА ПЕРЕДНИЙ ПЛАН
То, что бесшумный, экологически безопасный электрический грузовик — это шаг в будущее, было очевидно уже в конце 70-х гг. И предприятие ВАЗ было первым в стране, где появилось конструкторское бюро при специализированном отделе электромобилей. Что интересно — едва ли не впервые за всю историю завода руководство таким перспективным отделом взял на себя не конструктор, а дизайнер, Александр Селин.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГРУЗОВИК КАК СМЕЛЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Необходимость в юрком, городском грузовичке к тому времени стала уже серьезной потребностью многих служб. Почта, аптеки, розничная торговля, сервис общественного питания, доставка товаров и пр. Однако решение этой задачи осложнялось широтой замаха. Предприятие хотело представить не просто современную модель грузовика, а электрическую. А это уже требовало совершенно иной конструкции и другие технологии изготовления.
Именно по этой причине предприятие пошло на новый для себя эксперимент. Дизайнерам поручили разработать все циклы компоновки кабин, кузова, узлов управления, оснастки и даже — разработку техдокументации. На базе этих разработок собрали опытные образцы. Чуть позже появились базовые модели электромобилей и их модификации, которые получили трогательное название «Пони».
ваз-1801 ссср
МАЛЕНЬКИЙ ПОНИ С БОЛЬШИМ БУДУЩЕМ
При создании электромобиля было понятно, что вид техники, устремленной в будущее, требует принципиально новых решений. Например, использование стального кузова не позволило бы получить весовые характеристики, которые заложили для «Пони». В то время еще не умели делать облегченные аккумуляторные батареи, и все вместе они составляли треть веса всего грузовика. Поэтому очень смелое решение — заменить стальной кузов на алюминиевый, стало еще одной новацией.
То, что электрический грузовик — альтернатива традиционному транспорту, тоже вынудило специалистов КБ искать новые решения по снижению затрат на производство. Дизайнеры считали, что одна из важных задач в новой линии автомобилестроения — это исключение всего нефункционально-декоративного, что увеличивает расходы не только в производстве, но и в последующем содержании машины.
Одна из теоретических разработок подразумевала упрощение конструкции автомобиля, укрупнение некоторых кузовных узлов, использование более современных материалов, разработку целых блоков с элементами интерьера. В общем, задумки были очень интересными и смелыми для своего времени. Они открывали для «Пони» и его возможных потомков широкую дорогу в будущее…
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГРУЗОВИК — ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНО, ПРАКТИЧНО И ЭСТЕТИЧНО
Тезис, что эстетика должна быть функциональной, для дизайнеров советского электромобиля был основополагающим. Идеи минимализма, витавшие в воздухе, тоже были отражены в первом электрическом авто с индексом 1801. Лаконичный кузов с большим лобовым стеклом в жесткой раме. Центральные стойки заменены двойными дугами с полиуретановыми накладками. Полное отсутствие дверей и просторный салон с четырьмя креслами весьма необычной формы.
Автомобиль оснащался двумя педалями, ручным стояночным тормозом, односпицевым рулем — все очень просто, лаконично, с налетом стиля технического минимализма. Этот «Пони» оказался в числе первых машин, которые на полигоне прошли не только полный цикл традиционных испытаний, но еще и специализированные тесты по электромобильной методике. Но так сложились обстоятельства, что пока первый «Пони» проходил испытания, изучался в одном из киевских научных институтов и демонстрировался на выставке «Автопром-84«, на ВАЗе вовсю работали над следующей моделью электромобиля — грузовиком вагонной компоновки с индексом 2802.
ПОНИ С НЕУДАЧНЫМ ИНЖЕНЕРНЫМ РЕШЕНИЕМ
Новый электрический грузовик получился довольно удачным и по дизайну, и конструктивно. На ВДНХ этот экземпляр получил 14 золотых медалей. Но тот факт, что без подзарядки и с грузом в 450 кг он проехать всего лишь 78 км при максимальной скорости около 74 км/ч, вызывало уже не так много восторженных отзывов. Но решающее значение в незадачливой участи второго «Пони» сыграло разногласие дизайнеров и конструкторов.
советский электрический грузовик и команда разработчиков
кабина ваз-2802: советский электрический грузовик
Как известно, над проектом ВАЗ-2802 независимо друг от друга работали два отдела — дизайнерский и конструкторский. Когда обе концепции были готовы, выяснилось, что дизайнеры настаивали на максимально инженерных решениях. Конструкторы же предпочитали футуристический стайлинг, под который и предлагали подгонять все узлы. Однако руководство приняло соломоново решение — создать две модели, используя обе концепции.
Одна из них, версия конструкторов, делающих акцент на дизайн, и стала той самой моделью 2802-01, в которой вторичность компоновки сыграли злую шутку: несмотря на все достоинства грузовика, у него была настолько неудачная развесовка по осям, что ведущим колесам при порожней машине частенько не хватало веса для того, чтобы тронуться с места на любом покрытии, отличном от асфальта или бетона.
ВАЗ 2802 советский электрический грузовик
В общем, идея была перспективной, но недоработанной. И кто знает, как сложилось бы будущее отечественных электромобилей, если бы ВАЗ не прекратил свои изыскания в этой области после создания двух симпатичных «Пони»…
... Первое появление Восьмёрки на выставке «Автопром-84» на ВДНХ, 1984 год.
Превосходный чертяка
ЗиЛ-ММЗ-555
Восьмёрочка . Обычно , под перевозку раствора на стройки СССР ставили . Вечный автомобиль , крепкий , почти не ломался .
М-62
Отреставрированный в Эстонии микроавтобус РАФ-977ДМ «Латвия» 1974 года.
Фото: Mike Motorov (Raw21.com)
ДАЗ-5100 (1-ПП-7)
Для работы с седельными тягачами семейства ДАЗ-150 к лету 1949 года был спроектирован и построен полуприцеп ДАЗ-5100 (1-ПП-7) грузоподъемностью 7 тонн. В основу днепропетровского полуприцепа была положена конструкция поставлявшегося по ленд-лизу в СССР полуприцепа Edwards D11V грузоподъемностью 6400 кг. Помимо собственно грузового полуприцепа, также был разработан и его армейский вариант, предназначенный для размещения мобильного радиолокационного
... Назад